
История концерна Бабаевский
Наверное, не найдется такого человека, который не пробовал или не слышал о знаменитой плитке темного шоколада «Бабаевский» или конфетах «Вдохновение», которые являются визитной карточкой столичного предприятия. Как производят любимый с детства шоколад сегодня? В чем секрет такой популярности? И сохранился ли тот самый знакомый с детства вкус?
От мастерской до крупного производства: история предприятия
Московская фабрика была основана в 1804 году как семейная мастерская кондитеров Абрикосовых, получивших такую говорящую фамилию благодарю изготовлению абрикосового варенья и пастилы.
В серьезное предприятие с названием «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» семейное дело переросло 50 лет спустя, когда у руля стал внук основателя Алексей.
Предприятие Абрикосова к 1872 году уже выпускало более 500 тонн сладостей в год и держало 120 рабочих. Самую большую ставку в производстве, как и сегодня, делали на качество сырья.
Алексей уделял большое внимание не только качеству продукцию, но и выбору специалистов. Так, например, он отправлял мастеров учиться в другие страны, чтобы перенимать лучший опыт зарубежных коллег.
Со временем сладости от Абрикосовых полюбились жителям Москвы и других городов. А в 1899-м предприятие получило почетный статус «поставщик двора Его Императорского Величества» и разрешение использовать герб на этикетке товара. Это вызвало фурор: в магазинах на Тверской улице, Кузнецком Мосту и в других популярных местах столицы, за сладостями выстраивались очереди. Продукцию стали экспортировать и в другие регионы страны.
В 1918 году фабрика была национализирована. А свое нынешнее название получила только в 1922 году в честь Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома. С тех пор в этих цехах стали делать только карамель. К производству знаменитого шоколада вернулись только после 1945-го.
Во времена Великой Отечественной войны предприятие перепрофилировали под военные нужды: наладили выпуск консервов, концентратов, пламегасителей для зениток и артиллерийских орудий.
В 1970-х годах именно здесь впервые начали обрабатывать какао – бобы в собственных цехах и получать како-масло. Тогда же стали производить визитную карточку предприятия – шоколад «Вдохновение», по особому рецепту из свежеобжаренных зерен какао с высокой степенью измельчения.
Сегодня концерн «Бабаевский» — одно из крупнейших и старейших московских предприятий, входящее в холдинг «Объединенные кондитеры». В этом году ему исполнилось 217 лет.
Секрет успеха: вековое качество и современные технологии
Столичные предприятия пищевой промышленности всегда славились прежде всего, качеством выпускаемой продукции, будь то конфеты, чай или колбаса, благодаря чему и завоевывали любовь миллионов людей.
На предприятии Концерна Бабаевский гармонично сочетаются технологии и многолетние традиции производства.
Фабрике уже больше двух сотен лет, старое оборудование сменили современные производственные линии, которые автоматизировали процесс изготовления шоколада.
Например, недавно на предприятии появилась новая линия по производству шоколада с начинками - ее расчетная мощность более 3600 тонн шоколада в год. Благодаря новой технологии в одной плитке могут находится, не смешиваясь, несколько разных начинок: молочные, желейные, ореховые, пралиновые, карамельные и другие. Так, легендарный бренд «Бабаевский» и «Аленка» смогли выпустить сразу 9 инновационных продуктов.
Несмотря на то, что мощности предприятия постоянно модернизируются и оснащаются современным цифровым оборудованием, рецептура и качество остаются неизменным.
Продукция проходит многоступенчатый контроль и экспертизу. Так, например, каждую партию какао – бобов исследуют в специальном отделении Центральной лаборатории предприятия, в шоколаде проверяют массовую долю какао-бобов, в зефире структуру и влажность.
Каждый продукт имеет свои критерии оценки качества. За день полуфабрикаты проходят три проверки, контрольные образцы тестируют по микробиологии, органолептике и другим химическим свойствам.
Окончательный вердикт готовым сладостям выносится Отделом технического контроля, только при его одобрении партия отправляется на склад и далее по магазинам страны. А несколько образцов будут храниться в «Библиотеке хранения образцов», до окончания срока годности.
Сладкий экспорт: в каких странах любят столичный шоколад
Сегодня столица — один из крупнейших производителей шоколадных и кондитерских изделий в стране. Но благодаря своему высокому качеству и конкурентной цене российские сладости пользуются популярностью не только внутри страны, но и за ее рубежом. Основные объемы экспорта приходятся на страны СНГ, однако в последнее время география поставок стала расширяться.
Десятки стран мира уже стали импортерами кондитерских изделий из России, например, с 2016 года активно покупать сладости от московских кондитеров стал Китай. Сейчас это второй по величине покупатель. А с 2018 года отечественную продукцию высоко ценят любители конфет и шоколада в ОАЭ и Саудовской Аравии.
«В первом квартале 2021 года московские кондитеры отправили за рубеж шоколадные изделия на сумму 26,69 миллиона долларов США», - рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Объемы экспорта столичных сладостей растут с каждым годом. В 2021 году по сравнению с тем же периодом 2020 года объемы поставок выросли почти на 50%, московские фабрики экспортировали почти 78 тысяч тонн кондитерских изделий.
Шоколад полетел в 48 стран мира, в некоторые впервые. Например, в этом году московские конфеты попробовали в Румынии, Боснии и Герцеговине, Панаме, Малайзии, Кувейте и даже Швейцарии. В общей сложности объем московского экспорта по вышеназванным направлениям составил 149,64 тысяч долларов США.
В 2020 году холдингу «Объединенные кондитеры» удалось увеличить экспорт в 3 раза относительно 2019 года, а за первые 6 месяцев а 2021 года объем вырос еще на 18%.
Особой популярностью пользуются старые советские бренды, производство которых в Москве не просто сохранено, но и хорошо развито. Вместе с тремя другими крупными московскими фабриками концерн «Бабаевский» входит в холдинг «Объединенные кондитеры», который сотрудничают с 45 странами мира, в том числе с Китаем, Израилем, Германией, Великобританией, Венесуэлой и Уругвайем.
Китайские туристы часто посещают Россию, и в качестве сладкого сувенира, как правило, покупают шоколад «Аленка», «Бабаевский» и «Вдохновение».
В прошлом году, несмотря на ограничения и пандемию, холдинг на 10% нарастил объемы экспорта и занял 19-ю строчку в мировом рейтинге кондитерских компаний.
Концерн Бабаевский не сбавляет темпов. Популярность его изделий подтверждается не только ростом продаж, но и отмечается ежегодными маркетинговыми исследованиями «Best Brands».
Кстати, на фабрике Концерна Бабаевский действует специальная программа, которая помогает с трудоустройством слабослышащим людям.
На предприятиях холдинга трудятся больше 7 тысяч москвичей, среди которых много представителей заводских династий, которые передают знания и рецептуру любимых конфет из поколения в поколение. Пока есть спрос на столичные сладости производство будет расти, а это значит, что даже несмотря на автоматизацию число сотрудников будет увеличивается, а не сокращается.
На встречу трендам: ноль калорий, вегетарианство и правильное питание.
Времена меняются, в моду входит правильное питание, люди все чаще выбирают низкокалорийные сладости. Казалось бы потребление шоколада в России снизилось на 10% - с 7 до 6 килограммов на человека, но объемы производства столичного Концерна Бабаевский нет, как такое возможно?
Все дело в том, что предприятие идет в ногу со временем. Столичные кондитеры решили порадовать любителей здорового образа жизни и запустили современную линию по производству шоколада для вегетарианцев.
В общей сложности 19 наименований шоколада, выпускаемого предприятиями холдинга «Объединенные кондитеры», успешно прошли сертификацию Vegetarian и вошли в число мировых брендов-производителей вегетарианского питания. Это в том числе позволит компаниям расширить рынки сбыта, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Мировой тренд на вегетарианство позволит увеличить объемы экспорта в Великобританию, ОАЭ, Германию, Тайвань. Также перспективным направлением эксперты считают Индию, где еще три года назад на душу населения приходилось около 10% от среднемирового потребления какао, но уже к 2023 году этот показатель может вырасти на 36%.
Столичные власти стараются поддерживать высокотехнологичный бизнес города. Особенно тот, который модернизирует свои линии, строит и расширяет производственные мощности, создает инновационные продукты.
Так, статус промкомплекса, который получили шоколадные фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «РОТ ФРОНТ», дает им значительные налоговые льготы и преференции. Например, на 80 процентов снижается ставка земельного налога и аренда за землю, а налог на имущество сокращается вдвое. Сэкономленные средства компания может направить на освоение новых рынков или модернизацию и развитие производства.