От первого советского автомобиля до беспилотника: история НАМИ

От первого советского автомобиля до беспилотника: история НАМИ

08.06.2022
Комментариев нет

Сложно поверить, что крупное промышленное предприятие Москвы, в котором работают более 3500 сотрудников, зародилось более века назад как небольшая Научная автомобильная лаборатория (НАЛ). 

НАМИ участвовал в каждом этапе автомобилизации страны, в СССР он был единым конструкторским бюро для всех заводов. В 1927 году его сотрудники разработали первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1, адаптированный под наши дороги. При конструировании инженеры отказались от обычной схемы шасси из-за невыгодного соотношения полезной нагрузки и собственного веса. В связи с этим была применена оригинальная схема конструкции с независимой подвеской задних колес.

Малолитражный легковой автомобиль НАМИ-1 1927 года

Институт не прекращал работы и в военные годы, здесь разрабатывали и строили платформы для «Катюши» на автомобилях и тракторах, а также производили мины и ручные гранаты «лимонка».

Затем последовали машины вагонной компоновки НАМИ-013 и ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка», большегрузный автомобиль высокой проходимости НАМИ-020, позже ставший «Уралом», и многие другие транспортные средства.

 

Автомобиль вагонной компоновки, разработанный в конце 1940-х годов

НАМИ-020 был новаторской, для отечественного автомобилестроения, конструкцией со множеством серийных и оригинальных агрегатов, впервые использовавшихся на многоприводных автомобилях. Нововведением конструкторов НАМИ стала многоприводная дифференциальная трансмиссия и шасси с укороченной базой. Также конструкторы обеспечили возможность преодоления водных преград, глубиной до 1,5 метров. 

 

НАМИ-020 1956 года

К появлению в нашей стране модели Fiat-124, знаменитой «копейки», НАМИ тоже имеет непосредственное отношение. Специалисты Института провели дорожные испытания и по их результатам в конструкцию итальянского автомобиля было внесено более 150 изменений, связанных с адаптацией европейской модели к нашим климатическим и дорожным условиям.

При подготовке к Московской Олимпиаде 1980 года НАМИ курировал работу автозаводов страны по выпуску автомобилей для нужд Олимпиады – их общее количество составило 444 единицы.

Специалисты московского предприятия принимали активное участие в разработке и оформлении олимпийского транспорта.

В 2013 году НАМИ стал единственным исполнителем государственного заказа по созданию новой автомобильной линейки. Всего за четыре года здесь разработали Единую модульную платформу, на базе которой сейчас выпускаются автомобили класса люкс под брендом AURUS.

В 2018 году AURUS Senat Limousine дебютировал в качестве официального транспортного средства на инаугурации Президента Российской Федерации. 

AURUS Senat

За более чем вековую историю при непосредственном участии ученых и конструкторов Института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные двигатели, тракторы и автомобили: от первых легковушек до беспилотников и гибридных автомобилей нового поколения.

Испытательный полигон

Одним из важнейших подразделений НАМИ является НИЦИАМТ. Крупнейший в Европе Научно-исследовательский Центр испытаний автомоторной техники расположенный в Дмитровском районе Подмосковья. Там проверяют различные характеристики машин и их компонентов, проводят краш-тесты, тестируют беспилотники. 



Центр испытаний НАМИ с высоты птичьего полета

На территории в 2500 га находятся различные сооружения для испытаний автомобилей и, конечно, комплекс испытательных дорог - всего около 50 видов различных типов покрытия общей протяженностью около 115 км.

НАМИ участвует в разработке, доводке и испытаниях практически каждого российского автомобиля и многих зарубежных.



Глубоководная ванна



Испытательные подъемы

Помимо дорожных испытаний НИЦИАМТ обладает лабораторным комплексом, позволяющим производить необходимые исследования и тесты любых видов и типов автотранспортных средств – от обычных легковушек, до автомобилей, оснащенных интеллектуальными системами помощи водителю и беспилотного транспорта. 

Предусмотрена на полигоне и специальная площадка, где машины разбивают и таким образом разработчики получают необходимую информацию о надежности систем, об индексах перегрузки и безопасности пассажиров.

В Центре испытаний создана первая в стране площадка, предназначенная для отработки беспилотных технологий. Оборудованная дорожными знаками, светофорами и разметкой, она позволяет моделировать и отрабатывать различные дорожные ситуации.

Будущее транспортной индустрии

НАМИ — предприятие полного цикла по созданию различного транспорта и транспортных технологий. Наука, инжиниринг, дизайн, производство, испытания и экспертиза – это шесть направлений деятельности НАМИ.

Например, команда инженеров предприятия разработала концепцию Широко Адаптивной Транспортной Логистической системы (ШАТЛ 1.0), ключевым элементом которой стал одноименный беспилотный 12-местный электрический автобус.

 

Проект ШАТЛ, разработанный в НАМИ

Управление системой рассчитано на ее интегрирование в городскую интеллектуальную транспортную систему, в том числе в наукограды, бизнес-центры и технопарки.

Первая демонстрация ШАТЛ 2.0 состоялась в Казани в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года. 

Сотни людей смогли протестировать транспорт будущего, а команда проекта в реальных условиях апробировала интеллектуальные транспортные системы на базе 5G технологий. 

Кроме того, именно на этом столичном предприятии разработали технологию ADAS - комплекс систем повышающий безопасность на дороге и облегчающий вождение, технологию информационного обмена беспилотного транспорта - V2X, и многое другое, что формирует будущее транспортной индустрии. 

Зеленые технологии автомобильной промышленности

Научно инжиниринговый центр НАМИ уже долгое время работает над зелеными технологиями, которые будут актуальными в ближайшие десятилетия.

Среди направлений развития компании – водородные платформы, исследования и испытания систем хранения энергии, евро-6, цифровое моделирование, индустрия 4.0. Это инновационные для российского рынка проекты.

В 2021 году в НАМИ разработали водородный автомобиль на базе AURUS Senat. 

Водородный автомобиль НАМИ уникален, так как он единственный в мире лабораторный образец в своем классе.


Водородный автомобиль НАМИ на базе AURUS Senat

Без шума, без выхлопных газов, заправка занимает несколько минут. При разработке «зеленого» Ауруса в НАМИ провели все возможные испытания, краш-тесты, специалисты создавали утечки водорода, искусственно делали надломы в трубопроводах. 

Тесты показали, что топливный бак – чрезвычайно прочный композитный баллон, а работа всех систем надежно контролируется специальными датчиками безопасности. А самое главное, машина не зависит от климатических условий. 

Одна из проблем электромобилей в том, что при низких температурах емкость батареи падает и резко уменьшается пробег автомобиля. Тогда как потребителю важно, наоборот, увеличить запас хода после заправки. И водородные топливные ячейки решают эту проблему. Такие автомобили как Аурус могут проехать до тысячи километров после заправки.

Водородный Аурус – это экологичная, безопасная, комфортная и надежная машина. Настоящее будущее, которое наступает уже сегодня.



На производстве в НАМИ

Специалисты компании обеспечивают полный цикл разработки продукта: от создания концепции до изготовления предсерийных образцов с полным техническим и экспертным сопровождением вплоть до производства.

Внешний вид транспортного средства – это не только эстетика. Поэтому дизайнеры столичного предприятия работают совместно с инженерами и испытателями, чтобы на ранних этапах жизненного цикла продукта найти лучшее решение. 

Аддитивные технологии, 3D-сканирование, рентген-контроль, промышленная томография, композитное производство, литьё полимеров — это не будущее, а уже настоящее промышленных мощностей НАМИ, на базе которых реально осуществить практически любую фантазию инженеров, дизайнеров и заказчиков.