Поиск по сайту

Сказка

Сказка

ПАО «Туполев»

ПАО «Туполев»

История предприятия ПАО «Туполев» началась в 1922 году, когда величайшим российским авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым было создано опытно-конструкторское бюро, впоследствии получившее его имя. За годы работы ОКБ разработало более 300 моделей и модификаций самолетов, 90 из них были реализованы в опытных образцах и более 70 строились серийно. На самолетах «Туполева» было установлено около 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета и грузоподъемности, а всего с 1923 года было выпущено около 18 000 самолетов марки «Ту», из которых более тысячи поставлено в 20 стран мира.

Сегодня ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. Является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).

В октябре 2022 года конструкторскому бюро ПАО «Туполев» исполняется 100 лет.

Состав семьи:

  • Сказка Игорь Николаевич, инженер-конструктор 2-й категории, стаж работы на предприятии 5,5 лет.
  • Сказка Дарья Андреевна, инженер-конструктор 2-й категории, стаж работы на предприятии 3,5 года.

Общий стаж семьи – 9 лет.

90-летний инженер-конструктор и ветеран труда Игорь Николаевич Сказка всю свою жизнь проработал в авиационной промышленности. Сначала на машиностроительном заводе «МиГ», затем в ПАО «Туполев». Занимался всегда одним делом – делал прочностные расчеты, то есть рассчитывал нагрузки на аппаратуру, конструкцию и каркас самолетов во время полетов. Игорь Николаевич всегда «горел» своей работой. В этой области получил высшее образование в МАТИ им. К.Э. Циолковского, сдал кандидатский минимум и до сих пор, несмотря на свой преклонный возраст 90 лет, работает!

Сказка Игорь Николаевич

«Я с 1956 года работаю и, сколько себя помню, всю жизнь испытываю самолеты на прочность. Занимался определением действующих авиационных нагрузок на аппаратуру в полете. У меня даже патент есть – стенд по испытаниям на прочность боеприпасов при столкновении с поверхностью воды. За нее на выставке «Сетунь» я получил серебряную медаль. Главное, что я понял за годы работы – все нужно сравнивать с опытом. Это и с самолетами работает, и с людьми – невозможно все точно рассчитать, можно только приблизительно, и всегда нужно сравнивать свои расчеты с тем, что получаешь на испытаниях, с опытом»

Невестка Игоря Николаевича Светлана Игоревна тоже трудится в аэрокосмической отрасли, но ее больше интересовали не самолеты, а космические корабли. Много лет она работает швеей в НИИ «Парашютостроения», формирует купольную конструкцию тормозных парашютов и посадочных систем для космической отрасли.

Внучка Игоря Николаевича Дарья Андреевна Сказка работает вместе с дедом в ПАО «Туполев». Больше всего девушку радует, что с любимым дедом они не просто на одном предприятии трудятся, но и в одинаковой должности – «инженер-конструктор». Только Игорь Николаевич занимается вопросами прочности самолетов, а внучка – информационно-управляющими системами.

«Дедушка всю жизнь был связан с самолетами, – рассказывает Дарья Андреевна Сказка. - Помню, как я приходила к нему в гости, а весь дом был полон маленькими модельками самолетиков МиГ. Дедушке их постоянно дарили. Сейчас еще добавились модели самолетов «Ту», из последних пополнений коллекции – огромная модель Ту-160, которую подарили дедушке на 90-летие.

А когда мы с дедом по телевизору смотрели Парады к 9 мая, он мне всегда показывал истребители, к которым имел отношение. Мое самое яркое детское впечатление тоже связано с самолетами. В школе я часто ездила в детский летний лагерь «Чайка» от дедушкиной работы. На центральной площади возле столовой лагеря стоял старый МиГ-21. Уж не представляю, как его сюда привезли, но стоял – старенький, на спущенных колесах, но для нас, детей, это было нечто из области фантастики. Один раз за смену, в родительский день, самолет открывали, и детям под присмотром взрослых разрешали залезть в кабину пилота. Можно было не просто сидеть, а дергать за все ручки, нажимать на все кнопки. Это было потрясающе!».

Несмотря на то, что вся семья Дарьи Андреевны была связана с авиацией и космосом, сама девушка даже не помышляла, что будет работать в этой отрасли. После школы она поступила в Московский государственный университет геодезии и картографии и окончила его со специальностью картографа. Дарью Андреевну с детства завораживали карты, и она всегда знала, что это будет ее призванием. Окончив университет, она столкнулась с проблемой – оказалось, что картографу найти работу не так-то просто. Как Дарья Андреевна не пыталась, но по специальности устроиться никак не могла. Думала уже, что придется забыть о любимом деле и устроиться не по специальности, но на помощь пришел дедушка.
  «А чего ты к нам-то не хочешь?» – спросил меня дед, когда я жаловалась, что картографы сейчас никому не нужны, – делится Дарья Андреевна Сказка. – А мне до этого даже в голову не приходило, что я могу свои знания и навыки применить в авиационной промышленности, как дедушка. Это была не просто мечта, я даже не мечтала о таком! Это оказалось настолько интересно. Теперь все свои знания я могу эффективно проявить в сфере авиации».

Игорь Николаевич помог внучке устроиться в «Туполев» в отдел информационно-управляющих систем. Теперь Дарья Андреевна работает по специальности и занимается картами – всем, что связано с навигацией самолета и обеспечением экипажа информацией в полете. Так что теперь, как и ее любимый дедушка, она тоже инженер-конструктор. Работа девушке очень нравится, работает она много, за что уже дважды была отмечена благодарностью предприятия за вклад в развитие авиационной техники. Дарья Андреевна в трудовой деятельности следует главному принципу дедушки, который любит повторять «Нужно просто работать!».



ФОТО